…Мы давно в долгу перед теми из наших слушателей, кто писал нам. Писем накопилось много, и есть среди них очень интересные. Некоторые — таковы, что заслуживают, в сущности, отдельной передачи или, по меньшей мере, подробнейшего ответа. Замечательное письмо прислал нам, например, Владимир Петрович Лео́ненко из Севастополя. Отправляясь от очень частных и даже местных проблем, он ставит проблему общую, а попутно делает интересные и важные наблюдения. Вот выдержка из письма Владимира Лео́ненко:
С 58-го по 63-й год я работал на известном своими традициями Березниковском содовом заводе на Урале, где много занимался научно-техническим творчеством: сделал несколько изобретений, внедрил немало рационализаторских предложений. В ту пору на предприятиях Урала еще много было старинного, зарубежного и отечественного, оборудования, — и я обратил внимание на то, как бережливо наши прадеды умели относиться к энергии. Во многих технических решениях второй половины прошлого века существенную роль играли инерционные маховики. Содовый завод в Березниках был основан в 1887-м году — и до самого 1959 года там использовался энергосберегающий электропривод, который представлял собою двигатель с фазовым ротором мощностью в сто киловатт и огромным шкивом-маховиком, от которого вращался длинный раздаточный вал. На этом валу были еще два инерционных маховика и шкивы — и от него вращались рабочие машины (мешалки), на которых двигателей не было.
Действительно, об этом старинном способе запасания кинетической энергии вспоминают в наши дни нечасто, а возможности для экономии тут, похоже, немалые — даже в наши сугубо кибернетические дни. Именно на это и указывает Владимир Леóненко. В 90-м году он запатентовал основанную на этом принципе автономную электромашинную установку. Он далее пишет:
В нашем веке инерционные маховики использовались и на прокатных станах (так называемые агрегаты Ильгнера), и на городском транспорте, — скажем, в Швейцарии, где это позволило обойтись без преобразовательных подстанций и троллейной сети между остановками. Заслуживает особого внимания оригинальное техническое решение инженера Кокшарова, который уже в 1892 году, при строительстве первой в России четырёхтурбинной Зыряновской гидроэлектростанции на Алтае, применил для повышения КПД огромный инерционный шкив-маховик диаметром в пять метров, а также принцип двухступенчатого изменения скорости вращения при помощи ременной и зубчатой передач. Если бы проектировщики Камской ГЭС внимательно проанализировали решение инженера Кокшарова, то не было бы нужды строить такую высокую плотину, создавать искусственное Камское море от Перми до Березников и затапливать плодородные земли.
Далее в своем письме Владимир Лео́ненко подробно развивает идею применения электромашинных агрегатов с инерционными маховиками и аккумуляторными батареями — на современных гидроэлектростанциях. Всё это показалось нам таким разумным и перспективным, что мы обсудили письмо Леóненко со специалистами, — и наше впечатление подтвердилось.
Cвоими частными наблюдениями (и своими изобретениями) Владимир Петрович обнажил очень важную тенденцию времени … даже, пожалуй, целых две тенденции. С одной стороны, никогда в своей истории человечество не относилось к энергии с такой безрассудной расточительностью, как в наши дни. Отчасти (но только отчасти) объясняется это тем, что мы стали гораздо богаче наших прадедов, не говоря уже о предках более отдаленных, и располагаем такими энергетическими ресурсами, какие тем и не снились. Но это — объяснение, а не оправдание. Будучи несопоставимо богаче, мы не стали значительно умнее. Вторая тенденция нашего времени — переосмысление технических решений прошлого. И у наших ближайших предшественников, и даже у средневековых мудрецов — нам есть чему поучиться. Недаром ведь, как недавно стало известно, НАСА положила в основу проекта космического робота проект, в деталях развитый — странно вымолвить! — в пятнадцатом веке, и не кем-нибудь, а самим Леонардо да Винчи.
Вообще, письмо Владимир Леóненко содержит массу важных мыслей, и нам обидно, что мы не можем привести его целиком. Кстати, себя Владимир Петрович называет постоянным слушателем Парадигмы. В заключение он пишет:
Хотелось бы, чтобы вы в своих передачах чаще касались современных мировых взглядов на энергетическую проблему и вопросов поиска нетрадиционных источников электроэнергии. Что может быть важнее в настоящее время! Спасибо за вашу «Парадигму». Желаю вам всего наилучшего и успехов в вашем благородном труде.
Спасибо и вам, Владимир Петрович. Не скрою: последние ваши слова не столько польстили нам, сколько смутили нас. Во-первых, любой осмысленный труд благороден. Во-вторых, ваше техническое творчество уж во всяком случае не ниже того, чем мы тут занимаемся посредством сотрясения воздуха. А что касается ваших пожеланий, то они, обещаю вам, без внимания не останутся.
20 сентября 1998,
Боремвуд, Хартфордшир;
помещено в сеть 22 декабря 2018
радиожурнал
ПАРАДИГМА №123
на волнах
РУССКОЙ СЛУЖБЫ БИ-БИ-СИ,
Лондон, 22 сентября 1998