Юрий Колкер: КАПИНТЕРН, или Россия как банк Св. Георгия, 2006

Юрий Колкер

КАПИНТЕРН,

ИЛИ

РОССИЯ КАК БАНК СВ. ГЕОРГИЯ

(2006)

Был в Москве Коминтерн: симпатичный такой спрут, чело­веко­люби­вый и цен­тро­стре­ми­тель­ный. Он централизм очень уважал, тянул свои человеколюбивые щупальца во все страны мира. Возник этот Коминтерн в 1919 году, на заре туманной юности коммунизма и его грез о мировой революции. Потом выяснилось, что мировая революция — это когда одна отдельно взятая страна победившего социализма расползается по всему миру, сжимает его в своих человеколюбивых объятиях и вбирает в себя. Чингисханова, в сущности, идея; она тоже своего рода социализм подразумевала. В 1943 году Коминтерн распустили — за полной ненадобностью. Исход мировой войны казался предрешенным в пользу Москвы, а с ним — и мировое господство Москвы, или, как минимум, господство европейское, — уж оно-то вот-вот должно было сделаться реальностью.

Но что-то не сработало. Как-то не совсем так пошло. С атомной бомбой чуть-чуть опоздали. То ли рычаг архимедов сломался, то ли точка опоры подвела. В Москве годами о величии идей талдычили, а в остальном мире люди думали, работали и деньги делали. Старый способ оказался надежнее. Идеи московские усыхали и усохли. И встал перед москвичами в начале 1990-х эпохальный вопрос: чем мир прельщать будем? Православие подкачало, коммунизм подвел. Нужно выработать новую национальную идею, притом свою (эти-то две импортные были). В Голландии, в Британии такой постановкой вопроса очень забавлялись: вот ведь людям неймется! Жили бы себе да жили, добра наживали; тогда бы и национальная идея родилась естественным путем.

Но замешательство в Москве было коротким. Комиссию по разработке национальной идеи прикрыли, потому что вопрос решился сам собою: нефть и газ — вот вам готовая идея, самая что ни на есть национальная. Материя первична. Энергоносители нужны всем. Платить будут звонкой монетой. Есть прелюбопытная международная презумпция: отлагать в сторону политику и идеологию при торговле нефтью и газом. Продавец и покупатель могут быть хоть заклятыми врагами. США вплоть до начала войны против Саддама покупали иракскую нефть по 449 000 баррелей в день (всего Ирак производил тогда два миллиона баррелей в день). Будь Саддам поумнее, и сейчас бы у своего прилавка стоял.

И пошла в России другая полоса, долларовая. Доллар, в сущности, та же идея, только лучше: в отличие от коммунизма, доллар всем нравится. А нефть и газ в доллары пересчитываются в любом разменном пункте. Даже в очереди стоять не нужно.

Оглядываешься на исторически-недавнее прошлое и изумляешься: как наивны были все эти большевики! На что ставку делали? Что такое Коминтерн против Газпрома?

ЖЕРТВА НАМЕЧЕНА: СЕНТРИКА

— Никто из нас пока что не берет уроков русского языка, — бодро заявил недавно [июнь 2000] г-н Роджер Карр, председатель британской компании Сентрика, владеющей фирмой Бритиш-Газ. Английский язык позволяет прочесть эту фразу и чуть-чуть иначе: мы еще не учимся у россиян, не следуем их примеру.

Эти слова — отклик на циркулирующие в деловом мире слухи о намерении Газпрома приобрести Бритиш-Газ. Возникли слухи недавно. Их источник — заявление Газпрома, в котором говорится, что он заинтересован в приобретении зарубежных компаний, поставляющих газ, и что Сентрика — на одном из первых мест в его списке.

— Не видно, чтобы в ближайшем будущем Сентрика перешла в руки Газпрома, — сказал Роджер Карр на ежегодном собрании акционеров этого общества.

Формулировка осторожная — и своевременная: акционеры обеспокоены. Некоторые опасаются, что уже формальное предложение Газпрома, если оно будет сделано, повлечет за собою утечку в Москву сведений о состоянии британского рынка потребителей газа. Как водится у британцев, серьезные вещи говорятся с легким оттенком шутки, с улыбкой. «Очень надеюсь, что в будущем мне не придется летать в Москву на ежегодные собрания акционеров», сказал один вкладчик. «Меня вы там не увидите», откликнулся Карр.

Возможно ли вмешательство британского правительства в такого рода сделку, если до нее дойдет? Нет, полагает Карр. Рынок у нас свободный. Даунинг-стрит и бровью не поведет. Всё это не более чем бизнес, политика тут ни при чем. Но тут же отметил меланхолически, что

— … у русских — 25 процентов мировых запасов газа, и позиции — очень сильные.

Дальше на ежегодном собрании разговор пошел совсем уже коммерческий: о том, что Бритиш-Газ терпит убытки и теряет клиентуру. Надо сказать, что эта гигантская компания поставляет на Британских островах не только газ, но и электричество и — в настоящее время — по ценам чуть более высоким, чем их многочисленные конкуренты, что, по словам руководства, объясняется большими ремонтными работами. Где-то что-то испортилось и даже сгорело. Не мудрено: компания старая, некогда была монополией, да и сегодня — крупнейшая в королевстве; 11 миллионов клиентов покупают у БГ газ, 8 миллионов — электричество. Однако теперь жителю Британии сменить поставщика — сущий пустяк. Для этого не нужно из-за стола вставать. Всё можно сделать в несколько минут прямо через интернет. Целых 350 тысяч клиентов именно так и поступили в этом году (по крайней мере один из них — не из-за цен, а из-за слухов о Газпроме). Акции БГ идут вниз, общий объем поставок энергии падает, но руководство во главе с директором-исполнителем сэром Роем Гарднером не унывает — или делает хорошую мину при плохой игре. Всё это уже было под солнцем, твердят руководители. Перезимуем. В 2007 году компания получит два новых газопровода: из Норвегии и Бельгии. Цены пойдут вниз, прибыли — вверх. С отдачей в руки России — подождем.

А как на деле сложится? Поживем — увидим.

БАНК СВ. ГЕОРГИЯ?

Государства бывают придатками к большим предприятиям своих граждан. Возьмем Пруссию: она выросла из Тевтонского ордена. Выросла — и так напугала мир, что государства Европы с нею покончили, стерли целую страну с географической карты; единственный, кажется, случай во всей новейшей истории Европы (Бургундия сама собою рассосалась). Пруссия была придатком своей армии, маленькая была страна, да солдат там был особенный, и в 1871 году она побила большую Францию, с которой при Наполеоне вся Европа едва справилась. Плохая была страна Пруссия, за это ее и упразднили. Но в одном отношении — хорошая: не знала коррупции. Здесь ей мировой рекорд принадлежит. Рядом с нею и Англия казалась страной блата и протекции. Нерукотворный памятник Пруссии — пословица: «Есть судья в Берлине». Сравним с русскими пословицами: «закон — что дышло, куда повернул, туда и вышло»; «от сумы да тюрьмы не зарекайся». Национальная идея в Пруссии была мещанская, бюргерская: честность да порядок. Но как она сказывалась на боевом духе армии!

А вот другой пример: в 1407 году группа генуэзских купцов сложилась и создала банк Святого Георгия, Banco di San Giorgio. До появления банка дела в Генуе шли с переменным успехом, а с банком пошли хорошо, так хорошо, что она, республика Генуя, став придатком этого банка, спорила за владычество на морях с Венецией, владела колониями — и какими? Корсикой, Крымом (им Генуя владела дольше, чем Россия). Точнее будет сказать, что не Генуя даже, а прямо банк Святого Георгия владел этими землями. У него и свое войско было.

Современная Россия на наших глазах становится придатком Газпрома. Газпром — вот новая физиономия российской всемирной отзывчивости. На беды в любом уголке мира отзовётся, руку братской помощи протянет не одной только Сентрике, а кому угодно, хоть за океан, хоть самому Биллу Гейтсу, если у него трудности начнутся. Газ — великая идея. Она живет и побеждает. Что рядом с нею православие или коммунизм? Вчерашний день. Когда Владимир Путин, оставив пост президента, возглавит Газпром, это, в сущности, будет повышением в должности: ведь он станет главою Капинтерна!

Однако ж и разницу отметим. Верно, национальной идеей генуэзцев был тот же пошлый чистоган. Мещанство в чистом виде. Никакой духовки, одна брюховка. Но зато уж всеобщая. Как-то так выходило, что и самый последний рыбак в Генуе, никаких вкладов в банке не державший, от деятельности банка Святого Георгия получал непосредственную выгоду. Генуя была республикой, а республика переводится как общее дело.

Капинтерн иначе устроен. Тут — всё для немногих избранных, а народу — кукиш. В 1990-х на Западе охнули, услыхав ново-русское словечко олигарх. Говорили: не пришей кобыле хвост, ни к селу ни к городу; не понимают русские значения греческого слова, нужно бы сказать по-французски: нувориш. На Западе-то власть и деньги — не одно и тоже. Бедняге Рейгану после ухода из Белого дома жить было негде, ему знакомый миллионер жилье подарил в Калифорнии. Зарплаты у президентов в США нищенские.

Теперь на Западе новую Россию разглядели и больше не возражают. Видят: слово олигарх — к месту. Власть в России — действительно, у немногих, и все эти немногие — богачи, набобы, буржуи, хоть и вчерашние коммунисты. Раньше из Кремля правили с помощью идей, теперь — с помощью газовых и нефтяных долларов. Одно только не меняется с веками: центростремительная сущность московского правления. Опять «всё идет в одно место». И опять, как при Иване Калите, «Москва слезам не верит».

7 июня 2006,
Боремвуд, Хартфордшир;
помещено в сеть 10 августа 2011

еженедельник ОКНА (приложение к газете ВЕСТИ, Тель-Авив), 22 июня 2006.

НОВАЯ ГАЗЕТА (СПб) №50, 6-9 июля 2006 (под редакционным названием ТРУБОдуры нашего времени).

Юрий Колкер